Шесть «смысловых ловушек» в разговоре с тем, кто плохо слышит
Тугоухость – то есть устойчивое долговременное снижение слуха, проблем не только и не столько медицинская. Это история о том, что происходит между людьми, когда один – не слышит. А другие – вынуждены постоянно повторять одно и тоже. И так – изо дня в день. Ежедневная коммуникация с человеком, который теряет слух – нешуточное испытание отношений «на прочность». То, ЧТО именно вы говорите и КАК это делаете, напрямую влияет на ход беседы. И качество ваших отношений с недослышивающим собеседником.
Повышение тона, употребление «колких» фраз, даже в шутку, оскорбительно для человека с потерей слуха. Чтобы бы общение с близкими было максимально тактичным и эффективным, и что бы собеседник услышал вас, советуем избегать следующих разговорных ловушек:
Кричать или не кричать?
Когда человек не понимает смысла сказанного, может показаться, что если повторить слова громче, а еще лучше – прокричать, то все получится. Вы удивитесь, но для многих слабослышащих проблема в разговоре связана не с дефицитом громкости, а с отсутствием разборчивости речи.
Лучшая стратегия донести непонятую информацию — повторить сказанное в медленном темпе или перефразировать выражение. Это эффективнее, чем повышать тон или того хуже — кричать.
«Не важно!»
Когда собеседник со сниженным слухом просит вас повторить то, что он упустил в ходе разговора, самым обидным для него будет: «Уже неважно». Отвечая так, вы даете человеку понять, что он отстает от жизни.
Правильнее следовать совету, который мы дали выше: повторите вопрос более четко или другими словами. Это не стоит больших усилий, но вы не дадите человеку чувствовать себя обделенным.
«А? Что?»
Если кто-то делится с вами бедой и сетует на снижение слуха, может показаться, что смешно было бы передразнить слабослышащего, ответив :«А? Что?». Допустим, вы хотели рассмешить собеседника. Но добьетесь сугубо противоположного эффекта, то есть, обидите человека, которому и так непросто ежедневно осознавать «дефект». Поверьте, постоянные попытки расслышать отнимают колоссальное количество жизненных сил.
Поинтересуйтесь, что вам делать и как говорить, чтобы человек с проблемой восприятия мог понять вас.
«Ты что, глухой?»
Потеря звуковосприятия происходит в широком диапазоне. «Глухие» люди страдают глубокой потерей слуха, при которой они практически ничего не слышат. Нередко врожденная глухота сопровождается потерей речи. И человек вынужден использовать язык жестов. Это происходит в том случае, когда родители упускают время реабилитации ребенка в раннем детстве с помощью слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов.
Но чаще всего мы имеем дело не с «глухими» собеседниками, а с тугоухими. У них ослаблена слуховая функция, а потеря слуха варьируется от легкой до тяжелой степени. Это поправимо, такое снижение можно компенсировать с помощью врача-сурдолога. Потому, если человек и не услышал с первого раз то, что вы ему сказали, согласитесь, это не повод называть его глухим.
«Включи слуховой аппарат!»
Не менее распространенной издевкой является фраза «включи/надень слуховой аппарат». Ее тоже часто произносят в шутку. И тем, кто действительно использует медицинский прибор, и тем, кто нет. Важно понимать, что потеря слуха — серьезное заболевание, которое причиняет сильный дискомфорт, как физический, так и психологический. А слуховой аппарат — техническое средство реабилитации, а не предмет для шуток.
«Ты слышишь только то, что тебе нужно!»
Нередко специалисты центров слухопротезирования сами становятся свидетелями того, как родственники, приводящие своих родителей, бабушек или дедушек подшучивают, что те «слышат только то, что им нужно и «выгодно». А в других ситуациях – «прикидываются». На самом деле, на способность понимать речь у человека с тугоухостью влияет множество факторов. Где вы находитесь? На оживленной автостраде? В шумном ресторане? На улице в ветреный день? Человека с нормальным слухом не замечает, как меняется его восприятие в зависимости от обстановки, это происходит автоматически. У слабослышащего изменение обстановки может сильно затруднить понимание или сделать его вовсе невозможным. В такие кажется, что у человек включает «избирательный слух» и он понимает только тогда, когда хочет. Но это не так.
Помните об этом и вспоминайте наши советы, чтобы удовольствие от общения получали не только вы, но и тот, с кем вы разговариваете. Будьте здоровы, берегите слух!
Отправляя свои данные вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.