Основная цель реабилитации детей со сниженным слухом — предоставление условий и возможностей для гармоничного развития. Равных с теми, кто слышит хорошо. Это активная жизнь в «говорящей и слышащей» среде, а она предполагает, в том числе, полное погружение в учебный процесс обычных школ, колледжей и ВУЗов. Если в итоге ребенок, потеря слуха которого скомпенсирована слуховыми аппаратами, участвует в занятиях и общественной деятельности наравне со сверстниками, цель считается достигнутой.
Базовое, фундаментальное условие для этого — использование слуховых аппаратов и/или кохлеарных имплантов во время обучения. К сожалению, применение таких вспомогательных устройств, как FM-системы, в наших реалиях, скорее экзотика, чем правило. Причины — «не массовая» цена самой системы, и нежелание (боязнь, непривычка — как угодно) самих преподавателей.
FM-система улавливает речь (через отдельный микрофон) и транслирует ее напрямую, в слуховой аппарат ребенка. Качество общения при таком способе передачи значительно улучшается, так как ребенок хорошо разбирает речь преподавателя, несмотря на шум группы.
Ничего не слышу
Даже при относительно небольших потерях слуха качество учебного процесса во многом зависит от того, насколько качественно компенсирована у ребенка потеря слуха. От этого зависит, в том числе, насколько охотно и долго он свои аппараты носит. Родители, понимающие эту взаимосвязь, постараются обеспечить школьника лучшим аудиологическим решением. Иногда «непопулярное решение»: надеваем слуховые аппараты, окончательно созревает именно «на пороге» похода в садик или школу.
Однако когда степень родительского контроля снижается, может вдруг выясниться, что объемы использования электронных устройств сократились. То есть, дома ребенок слуховые аппараты носил. А в школе?
В большинстве современных слуховых аппаратов есть возможность просмотреть в течение какого времени их реально использовали. Это делается в процессе настроечной сессии. Данные очень полезные.
Иногда я, как врач-сурдолог, вместе с родителями устраиваю целые расследования: почему у ребенка школьного возраста аппараты за день «наработали» всего ничего? А «ларчик» открывается просто: после выхода из дома, с ушей они отправлялись прямиком… в портфель. На преподавателей в данном вопросе сильно рассчитывать не стоит, у них и так полно забот.
Как часто такое происходит?
Я не владею статистикой, актуальной для России. Но дотошные специалисты из США провели исследование, результаты которого опубликовали в 2015 году. В течении двух учебных дней они наблюдали за 38 школьниками 1-7 классов. Оказалось, что 23,5% детей в школе не использовали слуховые аппараты вовсе, а 10,5% — использовали их лишь периодически. При этом ученики с меньшими потерями слуха, в 5-7 классах, игнорировали свои устройства чаще. Исследователи не ставили цель выяснить, почему так происходит. А ведь на самом деле, это важно!
Причин может быть несколько:
- Насмешки и давление со стороны других учеников;
- Неудовлетворительное техническое состояние;
- Дискомфорт от неудачно изготовленных или отслуживших срок индивидуальных ушных вкладышей;
- Некорректная настройка слуховых аппаратов;
- Использование слуховых аппаратов низкого технического уровня с отсутствием адаптивных функций.
Конечно, многое зависит от характера самого ребенка. Но если представить себе среднестатистического школьника, то вряд ли он будет «терпелив» к неудобствам, которые причиняет слуховой аппарат. Родителям стоит ненавязчиво выяснить, использует ли ребенок слуховой аппарат по прямому назначению во время уроков? Что именно ему мешает? Потенциальные «неприятности» необходимо устранить вместе со специалистом по слухопротезированию, при первых же симптомах их появления. Дополнительный контроль, хорошая обратная связь и взаимопонимание с преподавателями, помогут облегчить процесс учебы слабослышащего ребенка, сделают его комфортным и эффективным.
Отправляя свои данные вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.