Взросление ребенка – поход в садик, подготовка к школе — сопровождается рядом обязательных медицинских осмотров. Но эти «ненавистные» родителями процедуры, если отнестись к ним не как к пустой формальности, действительно нужны.
Во-первых, возможность перед школой провести (и провести бесплатно) объемное обследование будущего первоклассника: общеклинические анализы, УЗИ, ЭКГ и целая батарея осмотров врачей. В ближайшее время вашему ребенку придется справляться с серьезной нагрузкой. Насколько готов к ней организм, где могут возникать «сбои» и как подстраховаться? Ответы на эти вопросы может дать «дошкольный медосмотр».
В этой статье я хочу обратить внимание на важность проверки слуха у детей именно в этой возрастной группе.
Первая проверка
Первый раз слух ребенку проверяют еще в родильном доме в рамках аудиологического скрининга. Его должен проходить каждый новорожденный, но иногда система дает сбой – аппарат был поломан, специалист заболел или в отпуске, родители проигнорировали необходимость выполнения теста и т. д. В итоге, первичное исследование слуха некоторых детей минует. Вплоть до поступления в учебное учреждение. А весь контроль бесперебойного функционирования органов слуха и речи возлагается на ЛОР-врача, консультация которого включена практически во все возрастные профилактические осмотры.
Что происходит на практике? Чаще всего, если жалоб нет (а их может не быть, если у ребенка не болят уши и не заложен, к примеру, нос), то функцию слуха врач проверяет достаточно поверхностно. Огромная нагрузка на оториноларингологов просто не позволяет уделять этому дополнительное время. Особенно, у детей раннего возраста, где диагностика имеет свои особенности.
В итоге, часть нарушений слуха просто «пропускается» и не фиксируется. Если речь не идет о глухоте. Небольшие степени тугоухости, нередко, остаются попросту незамеченными врачами и родителями. А такие особенности ребенка как дефекты речи, «невнимательность», стремление сделать звук телевизора громче, находят массу «рациональных» объяснений.
А ведь в группе детей со снижением слуха попадают не только пациенты с врожденными изменениями, по той или иной причине не прошедшие аудиологический скрининг. Но и дети с приобретенными в течении жизни патологиями.
Первый раз – в первом классе?
Дети с тяжелыми степенями тугоухости и глухотой, выявленные непосредственно перед походом в первый класс – явление редкое. Обычно серьезная патология обнаруживает себя намного раньше. Родителей и врачей настораживает отсутствие речи и реакций на звуки.
Что же происходит с ребенком в школе, если небольшое (но устойчивое снижение слуха) все же не выявлено? Прежде всего, он пребывает в постоянном дефиците информации, что непременно отражается на учебе и поведении в коллективе. Учителю трудно совладать с таким учеником, он производит впечатление невнимательного. А дальше, возможны два варианта: на спокойного ребенка вешается ярлык: «интеллектуальные нарушения», а на подвижного – «разбалованный, неусидчивый». Такие дети нередко отправляются на дальние парты, подальше от учительских глаз (и раздражения). Что лишь усугубляет ситуацию, ведь информационный дефицит становится сильнее. Иногда дополнительные занятия, усилия родителей, врожденные особенности характера, позволяют таким детям добиваться успехов в учебе. Хотя это происходит, скорее, вопреки. Чем благодаря системе образования.
Можете себе представить, какое количество усилий требуется от ребенка?! Особенно в освоении предметов, где нужно быстрое восприятие информации на слух — диктанты, изложения. «Русский язык» — наиболее показательная учебная дисциплина при выявлении нарушений слуха. Первый «симптом» — постоянные орфографические ошибки, количество которых почти не уменьшается, несмотря, на заучивание правил правописания и усердные занятия.
Будьте внимательны
Проверка функции слуха перед поступлением в школу не менее важна, чем тест на остроту зрения. И если вам, как родителю «кажется, что что-то не в порядке», то пусть ваши подозрения развеет консультация врача-сурдолога и произведение инструментальных исследований слуха.
Перечень заболеваний в дошкольном возрасте, которые могут вызывать стойкое снижение слуха, достаточно обширный. Самые часто встречающиеся из них:
- сенсоневральная тугоухость и ее разновидность – слуховая нейропатия,
- хронические серозные и слизистые отиты,
- хронические гнойные отиты,
- рубцово-адгезивные средние отиты,
- аномалии развития среднего и внутреннего уха.
В преддверии 1 сентября хочу поздравить всех школьников и их родителей с наступлением нового учебного года, особенно — «первоклашек»! Обратите пристальное внимание на уровень слуха ребенка. Ведь в ближайшее время ему придется учиться справляться с новой для себя нагрузкой.
Отправляя свои данные вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.